Медкластер, как полигон разрешения социальноострых вопросов.
Вынужденная вовлеченность в градостроительные вопросы Боровлянской агломерации, породила не только критику, но и поиск предложений по иному решению противоречий столкнувшихся интересов. И чем дальше, тем все больше и больше аспектов приходиться рассматривать для достижения компромиссного решения.
Оказалось не достаточным сказать слово «Медкластер» и указать на это. Эта концепция прорабатывалась на высоком уровне в первое 10-тие текущего века. Пробуксовка очевидна, как очевидны и не понимание в определенных кругах зачем он нужен. Хотя вроде бы очевидно, что это «полигон», испытательная площадка для поиска новых решений старых социальных проблем.
Ну, что ж! Вот мнение к обсуждению о возможном неком фактическом применении этого «полигона».
Проблемы:
— Кадровая проблема медотрасли, одна из причин – малое финансирование.
— Недовольство общества уровнем мед. услуг.
Решаются сейчас следующими путями: медперсонал подрабатывает в частных клиниках (или частной практикой), а население все больше и больше обращается к платной медицине (количество людей в коридорах платных медцентров сопоставимо с их количеством в гос.поликлиниках). Это какое-то решение, не сказать что красивое. И доходы далеко не всех работающих людей это позволяют. В то же время и медспециалистов это решение не устраивает так же – наблюдается их отток за рубеж.
Так есть ли хотя бы теоретическая возможность организовать дополнительное финансирование медицинской отрасли с одоновременным повышением качества услуг и не породить инфляционные процессы?
Выход думается есть. И он уже создан страховыми компаниями, и обкатан при поддержке банков.
Это Добровольное Медицинское Страхование (ДМС). Ожидать того что сейчас все встали и пошли страховаться не приходиться. Да и не надо, ибо есть иные заинтересованные, а именно работодатели (проблема повышения реальных доходов работников у них весьма острая).
Так что же обкатали банки в спайке со страховыми? Это включение в соц.пакет банковского служащего ДМС от работодателя, предусматривающее в рамках пакета различные мед.услуги в том числе регулярные медосмотры, позволяющие выявить отклонения в здоровье на ранних этапах. Подробной статистики не много, но общим чохом в год заключается порядка 400 тысяч добровольных страховок, сколько там ДМС от работодателя сказать затруднительно.
Так как это попытаться применить? И что это может дать? И тут следует оглянуться на макро показатели. А именно в структуре ВВП заработная плата занимает порядка 40%, а все страхование около 1% в том же ВВП. В то время как в странах с высоким уровнем медицины (США, Германии) медстрахование (медицина) тянет в 6-8% от ВВП. В моменте у нас при соблюдении условий 5% от зарплаты и не более 2-х базовых величин (54 рубля) ДМС от работодателя освобождено от каких либо дополнительных налогов (от подоходного, ФСЗН, налога на прибыль). То есть при более менее массовом применении ДМС от работодателя очень укрупненно и фактически безболезненно к экономике конкретного предприятия, реально располагаемые доходы трудящихся можно ОДНОМОМЕНТНО поднять на 5%, целевым образом направив их в здравоохранение. Трудящихся в РБ порядка 4,5 млн, для простоты — пусть средняя их з/п 1000р, итого вливание в медицину могут достигать 4,5*1000*5%*12мес=2700 млн/год. Много это или мало? Нав сегодня на медицину расходы Республиканского Бюджета предусмотрены в размере 1,2 млрд, то есть вливания ДМС будет эквивалентно 200% республиканского бюджета или порядка 40% от консолидированного бюджета который составляет порядка 6,5 млрд. В тоже время, так как зарплата это грубо 40% ВВП, то ВВП прирастет порядка 2% (а это очень серьезный прирост). Инфляционный пресс не превысит 0,6% (так как в цене конечного продукта доля з/п порядка 8-10%), а может и вообще не наблюдаться при четко «откатанной» технологии.
Комплексно технологию надо откатать, чтобы развязать узкие места. Такие как непосредственный техпроцесс оказания медуслуг. Врачей необходимо высвободить от «не профильных» задач, дабы дать им возможность оказывать профильные услуги – объем которых возрастет. Систему оплаты труда с одновременным саморегулирующимся механизмом повышения качества услуг, через право выбора застрахованного лица медучреждения или может быть даже конкретного специалиста (семейного доктора). Разобраться с ролью и участием страховых компаний в данной цепочке. Так как на сегодня у страховых далеко не оптимальная структура затрат для подобных социально важных проектов. Из 1,2 млрд, что они собирают, непосредственно на цели под которые ведется сбор тратиться 50%, еще 10% прибыль, а 40% они проедают – что в нашем случае недопустимое расточительство. С этим придется, что-то делать, в переговорном ли процессе со страховыми или через создания специализированной страховой кассы, это задачки для «полигона обкатки».
Кроме описанных плюсов: роста ВВП, роста реальных располагаемых доходов, мощнейшего стимула медотрасли, появляются и дополнительные. А именно, так как бюджетное финансирование сохраняется и не работающие (по разным причинам) граждане медобслуживание продолжат получать, то трудящиеся будут получать его на более высоком уровне. Как говориться «Кто работает, тот — ест!».
Георг Свим.