Свет все же победил тьму: после жалобы жителя деревни Боровляны Генпрокуратура провела проверку и выявила факты необоснованного отключения уличного освещения в Минской области. Напомним, в июне этого года мы уже рассказывали о проблеме Боровлянского сельсовета, где по ночам не включали уличное освещение и дворы погружались во тьму. Теперь вопрос решился кардинально.
— Я, когда смотрю из окна своей квартиры, вижу горящие фонари только возле детского реабилитационного центра. Все остальные улицы и дома погружены в темноту. Разве это нормально? Следующий отрезок, где есть свет, — трасса. Но люди-то живут в домах. А тут получается, что открыты все возможности для разгула криминала. Во дворе столько машин стоит — снимай все что хочешь, ведь впереди темная ночь, — возмущался житель Острошицкого Городка.
Тогда в Минском райисполкоме говорили, что было принято решение оставлять освещение на центральных улицах до 1:00, а затем отключать, а на смежных — не включать. Также в райисполкоме утверждали, что мера временная.
Сегодня же на сайте Генпрокуратуры появилось сообщение о том, что на территориях ряда районов на протяжении нескольких лет существует практика неправомерного вынесения местными органами власти актов об отключении уличного освещения в летний период в ночное время.
Так, на основании решения Боровлянского сельского исполнительного комитета от 26.05.2017 №514 улицы всех населенных пунктов этого сельсовета не освещались по ночам с 01.06.2017 по 25.08.2017. Аналогичная ситуация имела место в 2015—2016 годах.
При этом районные исполнительные комитеты Минской области не только осведомлены о подобных случаях, но и порой самостоятельно принимали меры по регулированию освещенности на подведомственных территориях: письмом Минского райисполкома от 18.04.2016 Минским электрическим сетям предложено отключать освещение в ночное время на территории Минского района в летний и зимний периоды для экономии средств местных бюджетов.
В результате отключения освещения в Минском районе летом 2016 года было сохранено 100 тыс. рублей, что составило всего 6,2% от фактически понесенных затрат. Боровлянским сельисполкомом в 2017 году на уличном освещении сэкономлено 30 тыс. рублей. Приведенные данные свидетельствуют о крайне незначительном экономическом эффекте.
Вместе с тем анализ криминогенной обстановки в Минской области показал, что подобная экономия в силу недостаточной освещенности населенных пунктов негативным образом отразилась на количестве совершенных преступлений и правонарушений.
Например, на территории Боровлянского сельисполкома в летний период 2017 года число краж имущества граждан в ночное время увеличилось на 125% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (с 12 до 27), также были зарегистрированы разбой, убийство, 5 уголовно наказуемых хулиганств. Количество умышленных телесных повреждений возросло на 166% (с 3 до 8), мелких хулиганств — на 132% (с 22 до 51), распитий спиртных напитков в общественных местах — на 339% (с 28 до 123), мелких хищений имущества — на 150% (с 6 до 15).
Подобная отрицательная динамика криминогенной ситуации наблюдается и на территориях других районов Минской области, где исполкомами базового уровня принимались решения об отключении уличного освещения.
Активизация противоправного поведения граждан произошла во всех регионах области в период сезонного отключения уличного освещения. Незначительные сэкономленные суммы оказались несопоставимы с затратами государства, связанными с раскрытием преступлений и правонарушений, лечением и реабилитацией потерпевших, компенсацией ущерба в связи с получением гражданами травм в темное время суток.
Генеральной прокуратурой Республики Беларусь внесено представление в Минский облисполком, в котором потребовано обеспечить неукоснительное исполнение норм законодательства о государственных социальных стандартах, ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, предложено рассмотреть данный вопрос на заседании Минского облисполкома с участием руководителей местных исполнительных и распорядительных органов, представителей органов внутренних дел.